Интервьюер: Евгения Погасий
январь 2019 года
Почему Вам интересна тема незрелости в мышлении взрослого?
Меня всегда интересовали вопросы формирования и развития мышления. Особенно парадоксальной и загадочной мне кажется ситуация, когда взрослый человек, невзирая на образование и уровень интеллекта, вдруг начинает рассуждать как дитя малое и допускать «детские» ошибки при решении задач. «Взрослость» человека еще не гарантирует ему безошибочность в интеллектуальной деятельности, и в этом контексте важно уметь опознавать такие ситуации и анализировать причины, по которым взрослые «сваливаются» на этот более простой тип мышления.
Значит, существуют конкретные признаки детского мышления у взрослых и причины их возникновения?
Да, и главным признаком детского мышления Ж. Пиаже считает эгоцентризм. Эгоцентрическое мышление опирается на собственное «Я» как начало координат при решении задачи. Первые задачи, с которыми сталкивается ребенок в совсем раннем возрасте (до полутора лет), — как вписать себя, свое физическое тело в мир предметов. Мыслить не эгоцентрически он не может, так как сам ребенок и является одним из компонентов проблемной ситуации. Кроме того, на этой стадии развития (сенсо-моторный интеллект, по Ж.Пиаже) само решение проблемы осуществляется при помощи физических действий, которые совершает ребенок собственными руками, ногами, всем телом. Следствием эгоцентризма является неспособность мысленно встать на точку зрения другого, изменить систему координат, посмотреть на проблему со стороны.
Получается, что в силу эгоцентризма ребенку и эгоцентричному взрослому непонятны идеи относительности (относительность времени, размера, пространственная относительность)?
Да, пока ребенок привязан к себе, к своему телу, пока он не может посмотреть на что-то чужими глазами, его мир абсолютен. Эгоцентричный взрослый также абсолютизирует свою позицию, взгляд на проблему. Только осознавая, что существуют другие системы координат, можно принять относительность твоей собственной.
А как ребенок научается преодолевать эгоцентризм мышления?
В репертуаре ребенка около 3 лет появляются ролевые игры: ему нравится «перевоплощаться» то в маму, то в дочку, то в зайчика, то в мальчика… при этом, если ты зайчик, то должен думать и действовать, как зайчик. Таким образом, ребенок учится преодолевать ограничения своего собственного «я» и смотреть на мир глазами другого игрового персонажа. Общение эгоцентричного ребенка тоже эгоцентрично. Он не представляет, что чувствует другой, не понимает, как мог бы действовать иначе, так как переживает только себя и свои нужды в этот момент. И родителю очень важно понемногу учить ребенка перецентрации, то есть мысленного перемещения в другую систему координат.
Почему взрослые подчас демонстрируют примеры эгоцентрического мышления: решают проблемную ситуацию, опираясь только на свою позицию, интеллектуально не принимают точку зрения другого, не понимают относительности собственной системы координат и соответственно того, что с другой позиции ситуация может иначе выглядеть?
Эгоцентрическое мышление у взрослых проявляется в стрессе, в конфликте — в эмоционально напряженных ситуациях. Это происходит потому, что эмоции мы переживаем в своем теле: стучит в висках, мышцы напряжены. Физиологические компоненты переживания привязывают меня к моему собственному телу и тем самым ограничивают мои интеллектуальные возможности. Мне сложнее выйти за пределы своего тела умом, потому что тело очень сильно кричит. Поэтому часто для решения конфликта психологически верно подбирать медиатора, третью сторону, помогающую взглянуть на проблему с другой позиции: не изнутри, а снаружи. Эгоцентризм преодолевается только перецентрацией – изменением системы координат.
А сам человек, выйдя из эмоционального состояния, способен это сделать?
Да, конечно, способен, но когда отдышится, когда успокоит сердцебиение, угомонит эмоции. Если интеллектуально человек сохранен, то, как правило, взрослый способ мышления возобладает, и проблемная ситуация разрешится удовлетворением всех участников.
Но ведь есть взрослые люди, которые эгоцентричны «по жизни»?
Вы правы, бывает, что эгоцентрическое мышление не привязано к переживанию и эмоциям, а обусловлено устойчивыми интеллектуальными привычками, связанными с характером этой личности (авторитарная, директивная, доминирующая). Наверняка, многие стакивались с подобной установкой мышления: «Я прав, потому что я так считаю. И даже не буду рассматривать другие точки зрения».
То есть в детском возрасте эгоцентризм обусловлен нашей человеческой природой, и задача родителей — помочь ребенку преодолеть эти ограничения, увидеть себя в другой системе координат. А что делать, если этого не происходит, и человек во взрослом возрасте обнаруживает в себе признаки эгоцентричного мышления?
Взрослый человек может измениться, если осознает, что определенные особенности его мышления (например, эгоцентризм) мешают его личностному росту или профессиональной самореализации. Чаще всего, в преодолении эгоцентризма помогает обратная связь от близких или, например, специальные ролевые тренинги, в которых взрослый учится, как ребенок, вставать на разные ролевые позиции.
Приведите примеры таких методик?
Например, в гештальт-терапии есть некоторые техники, в которых для решения проблемы человеку необходимо примерять на себя поочередно роли разных чувств и переживаний, или разных участников ситуации и их мыслей. Так он получает возможность проиграть разные роли внутри себя. Или в психосинтезе – разговор между субличностями, разными проявлениями своего «Я». Техника – посмотреть на любую ситуацию с разных точек зрения – также будет способствовать преодолению эгоцентризма.
Какие еще особенности детского мышления проявляются у взрослых?
Синкретизм, свойственный детскому мышлению, обнаруживается и у взрослых, когда мы, вместо того, чтобы проанализировать факты и установить причинно-следственные связи, соединяем случайные события просто потому, что они, например, происходили в одном месте и в одно время. Яркие примеры таких синкретических связей – суеверия или из детства перенесенные во взрослую жизнь иррациональные убеждения в том, что родители развелись, потому что ребенок в детстве баловался, разбил чашку и т.д. Синкретичное мышление неспособно обнаружить существенные причины событий, оно просто увязывает один элемент опыта с другим, и неудивительно, что эти связи оказываются ошибочными.
При каких обстоятельствах взрослый может демонстрировать синкретизм мышления, по-детски устанавливая связи?
Синкретизм в мышлении часто может характеризовать тревожную личность. Для тревожного человека важно, чтобы мир был предсказуем, стабилен. Тревожность, как свойство личности, проявляется в том, что человек не устойчив к неопределенности. И когда он не знает, что будет дальше, уровень тревоги возрастает. Синкретическое мышление снижает уровень тревоги за счет того, что обнаруживает связь. Связь может быть нелепой, но для этого человека любая связь — это способ избежать неопределенности. Еще один типичный пример, когда взрослого провоцируют на синкретическое мышление. Содержание рекламных роликов и плакатов, которыми в наше время пресыщена информационная среда, синкретично почти всегда. Счастье связывается с покупкой техники, молодость с приемом лекарств и т.д. и т.п. Преодоление синкретизма требует аналитического мышления, критичности, умения отличать существенное от несущественного.
Как Вы пришли в психологию?
Большую роль в моем выборе профессии сыграли книги Владимира Леви, их в подростковом возрасте мне подсунула мама. Я была очарована практической психологией и в 16 лет поступила на психфак Лениградского государственного университета. С тех пор много воды утекло и мое представление о психологической науке сильно изменилось, однако я никогда не жалела о своем выборе.
Где, кроме преподавания, вы реализуете свои знания?
До того, как я стала преподавать общую психологию, мне довелось поработать психологом в детском саду, и с тех пор я не оставляю консультирование продолжаю практически работать с детишками дошкольного возраста и их родителями.
Многие филологи отмечают, что поневоле начинают анализировать произведение, теряют непосредственность восприятия. Происходит ли что-то подобное с Вами при общении с людьми?
В общении с близкими и дорогими мне людьми я стараюсь отключать режим «психолога-аналитика», хотя частенько обращаюсь к своим профессиональным познаниям в воспитательных целях, помогаю собственным детям более осознанно действовать в сложных для них ситуациях, если, конечно, они в этой помощи нуждаются.
О чем Вы мечтаете как психолог?
Затрудняюсь ответить. Я не могу выделить в моих мечтах какого-то сугубо профессионального компонента.
Что бы Вы могли посоветовать тем, кто собирается начать изучать психологию?
Тем, кто изучает или только собирается изучать психологию, я хотела бы посоветовать взращивать и всячески культивировать в себе исследовательскую установку по отношению к человеческой психике, желание общие и даже весьма теоретические закономерности находить в реальной жизни и умение удивляться новым открытиям . Душа человека – потрясающе сложна и интересна, и безусловно достойна глубочайшего изучения.
Все материалы сайта находятся в открытом доступе, их можно копировать бесплатно. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Пример оформления ссылки на сайт:
Фамилия, имя (инициалы) автора, название материала (интервью, статьи) // Сайт АНО ДПО Санкт-Петербургского института психологического консультирования. URL: http:// http://спбипк.рф / (дата обращения: число, месяц, год).