Беседу ведет Василина Усачева
весна 2019
Есть такая расхожая фраза: «Все мы родом из детства». Что из того, что происходит в детстве, может самым радикальным образом повлиять на взрослую жизнь? Все ли психологические травмы опасны?
Да, мы действительно все «родом из детства». Каждый человек несет в себе опыт своего детства и этот опыт не так глубоко зарыт в душе, как кажется на первый взгляд. Обратите внимание, достаточно начать разговор со взрослым человеком про его детство, и он во мгновение ока превращается в маленького мальчика или маленькую девочку. Вернее, этот «внутренний ребенок» начинает просвечивать сквозь взрослую физиономию своей трогательностью, живостью, веселостью, наивностью. Правда, бывает и иная ситуация — человек глубоко запрятал свое детство, «замуровал» детские воспоминания и переживания в глубине своей души. Но такой случай говорит, как правило, о том, что в детстве были проблемы, была боль, была печаль, с которыми не хочется встречаться. Но и в этом случае, достаточно направить внимание человека на воспоминания своего детства, и «вдруг» эти воспоминания начинают литься из него потоком. Я помню разговор с одним известным юмористом, с которым мне довелось работать. Он сетовал на то, что родные предъявляют ему претензии в эмоциональной отстраненности, ему было трудно поддерживать живой эмоциональный контакт с близкими людьми. В разговоре мы подошли к его детству и он, снисходительно улыбнувшись, казал: «Я совершенно ничего не помню из раннего прошлого, мне кажется у меня просто не было детства, я никогда не был маленьким». Я не стала настаивать, разговор пошел в другое русло, однако, через некоторое время лицо моего собеседника осветилось, он удивленно улыбнулся и сказал: «Вы знаете, я вспомнил! Когда мне было лет пять или шесть, я часто оставался наедине с моей бабушкой. У нее был своеобразный способ воспитания, когда я шалил и ей хотелось меня остановить, она падала на пол и притворялась мертвой. Когда это произошло первый раз, помню, меня охватил ужас. Я действительно решил, что она умерла. Умерла из-за меня! Мне хотелось убежать, исчезнуть, спрятаться, я не знал, что же я сказу своим родителям, как оправдаюсь… Но через несколько минут бабушка «воскресла», оказалось, что она жива и вполне неплохо себя чувствует. Когда такой «воспитательный» прием повторился в третий или четвертый раз, я уже не пытался ее «оживить», не тормошил ее, не плакал, я закрыл ей нос ладошкой и стал громко смеяться. Она, видимо не ожидая от меня такой прыти, не просто очнулась, она больше никогда не притворялась мертвой». Рассказав эту историю, мой визави замолчал на несколько минут, потом с грустью сказал: «Ну надо же, я и не думал, что все это можно воскресить в памяти, ведь это было так давно…». Я тоже слушала этот рассказ с грустью, представляя, что должен был пережить этот маленький мальчик, которому пришлось столкнуться с такой странной системой воспитания. И я отчетливо поняла, что уже в свои пять или шесть лет этот ребенок стал юмористом, ведь смех оказался наиболее действенным способом защиты от страха, который ему пришлось испытать. И его эмоциональная отстраненность, которая мучила и его и его близких, мне тоже стала более понятна, ведь когда в детстве нам приходится учиться защищаться от подобных травмирующих переживаний, мы невольно отгораживаемся от близких. Возвращаясь к Вашему вопросу, хотелось бы сказать, то детство – это не только этап нашей жизни, который остался у нас позади, напротив, это, если хотите, ядро нашей личности, центр нашей души, который во многом определяет чувства, действия, стремления нашей взрослой реальности. И в этом плане становится более понятен интерес психологии к детству человека, в котором сокрыты многие ответы на многие вопросы, мучающие современных людей.
Можно ли исцелить психологические травмы человеческой души, особенно полученные в детстве? Всегда ли нужно излечение? Может лучше не «бередить старые раны»? Если у человека нет возможности получить такого рода психологическую помощь, то, как решать эту проблему?
Исцеление психологических травм не просто желательно, но необходимо, если человек ставит перед собой цель быть собой в полной мере, найти свое уникальное место в этой жизни, выйти к смыслу своего бытия. Дело в том, что травма порождает то, что в психологии называется невротическим расщеплением. Речь идет о том, что человек начинает жить в ложной картине мира и себя, часто имеющей мало общего с реальной действительностью. Например, если человека в детстве подавляли, сильно контролировали и критиковали, психологически травмировали, то у него будет формироваться заниженная самооценка, неуверенность в себе, ощущение, что он не справляется со своей жизнью, потребность в помощи, в наличии кого-то другого, на кого можно переложить ответственность за свою жизнь. Речь, по сути, идет о базовом недоверии миру, который в сознании человека будет восприниматься как враждебный, опасный, агрессивный. Иными словами, человек будет в глубине души чувствовать себя все время жертвой. И, самое печальное состоит в том, что он подсознательно будет притягивать к себе именно такие ситуации, именно таких людей, с которыми он будет продолжать чувствовать себя «жертвой», ведь это состояние ему хорошо знакомо с детства, и он не знает, как может быть иначе. Как чувствовать себя уверенным, спокойным и открытым миру? Психология помогает человеку осознать проблему не только в актуальном времени, осознать, что человек сам формирует то, от чего в результате страдает. Такая работа с неизбежностью приведет к детству, к осознанию тех изначальных травм и переживаний, которые лежат в основе. Мы возвращаемся в детство для того, чтобы исцелить детские травмы, которые как детонатор живут в глубине нас и могут «взорваться» в любой момент. Я недавно консультировала одну молодую женщину, маму двоих детей. У нее были проблемы с родственниками мужа, она считала, что к ней окружающие несправедливы, хотя сама была не очень благожелательна и учтива. Но свои ошибки она не замечала, фокусируясь лишь на ошибках других. Конфликт был затяжной и влиял на ее отношения с мужем, от которого она требовала тотальной поддержки и разрыва отношений со своими родными. Бедный муж оказался между «молотом и наковальней», довольно типичная ситуация… Однако, рефлексировать по поводу типичности было совершенно бесполезно, поскольку женщина была переполнена гневом, выплескивающимся из нее во все стороны, в том числе и на ее детей. Этот факт ее волновал больше всего, она не хотела травмировать своим малюток, но ничего не могла поделать со своим аффектом. Я стала расспрашивать ее о детстве и выяснилось, что у нее была тяжелейшая травма в школе. Она пережила травлю, предательство близкой подруги, полное отсутствие поддержки со стороны своих родителей, которые, видимо, просто не знали, как им себя вести, что делать. В результате пережитого девушка заболела очень серьезным заболеванием легких,которое фактически спасло ее от травли, поскольку ее отправили лечиться в санаторий. Постепенно все наладилось, но эта история застряла в ее душе, несправедливость, которая с ней происходила тогда, не была завершена, никто ни у кого не попросил прощения, никто ни с кем не поговорил, все как бы «исчезло». Но куда? Переживания такого рода, незавершенные переживания, не исчезают куда-то, они вытесняются в глубину нашего бессознательного и начинают действовать особым образом. Человек неосознанно начинает проецировать незавершенные переживания прошлого на актуальные ситуации. Так и наша героиня воевала вовсе не родственниками мужа, она бессознательно продолжала воевать со своими одноклассниками, пытаясь доказать свою правоту. В психологии это называется переносом или проекцией. Когда мы с моей клиенткой осознали, что существует две совершенно разные ситуации – то, что произошло с ней в школе, и то, что происходит в данный период ее жизни в семье – она начала плакать. Эти слезы не были слезами взрослой женщины, матери двоих детей, это были слезы шестнадцатилетней девочки, которой пришлось пережить одиночество, предательство, травлю, и в результате тяжело заболеть, чтобы спастись от унижений. Когда она перестала плакать, мы стали говорить о том, что происходит сейчас в ее семье. Мне не надо было подсказывать ей правильных решений, ониродились в ее голове сами. Она сказала: « Я все поняла, я со школьных времен продолжала воевать за себя, и делала это с любым, кто, как мне казалось, обижал меня. Но я теперь вижу, что родные моего мужа не хотели сознательно меня обидеть или задеть. Просто мы не поняли руг друга. Наверное мне стоит извиниться со своей стороны за резкость, объясниться и попытаться завершить конфликт, который длится уже год. В любом случае, я сделаю со своей стороны все, что могу, ведь эта моя семья и у нас вся жизнь впереди». Я была очень рада такому быстрому завершению проблемы. Этот пример еще раз показывает, насколько тонко и сложно устроена наша психика, как пласты прошлого влияют на настоящее и как важно относиться серьезно и с уважением к тому, что происходит внутри нас, в глубине нашей психики, нашей души.
Конечно, не все могут прибегнуть в такой работе к помощи психолога, но помощь в широком смысле этого слова открыта сегодня. Издано множество хорошей литературы по психологии, в частности наша «Московская школа христианской психологии» выпустила в издательстве «Никея» более десяти книг по психологии воспитания, психологии личности, психологии детской травмы, которые выдержали уже не одно издание. Можно найти также и лекции, вебинары ведущих христианских психологов, которые находятся в открытом доступе в интернет пространстве. Иными словами:«Ищите и обрящите, стучите и откроют Вам…».
Может ли вера в Бога быть альтернативой психологической помощи?
Этот вопрос очень часто задают. Давайте вспомним такое понятие как тримерия – человек состоит из тела, души и духа. Своим духом мы обращены к Богу, к церкви, к таинствам. Но нередко на пути нашего духа стоят раны нашей души, которые мешают жизни духа в нас. И именно в таких случаях нужна психология. Исцеление травм, помощь в возрастании личности, путь к осознаванию себя и мира, обретение целостности – вот те главные вопросы, в которых может помочь психология. Но надо оговориться, верующему человеку нужна психология духовно ориентированная, нравственная, помогающая не только освободиться от проблем, но и обрести ценностно-смысловые ориентиры, нравственные опоры, без которых душа будет колебаться и падать. И если такая работа сделана, если Эго человека преодолено и на авансцену выходит человеческая Личность, то тогда человек может подняться над своей психикой и войти в духовное пространство в полной мере, неотягощенный психологическими веригами. В этом плане, когда мне удается говорить со священниками, мы легко понимаем друг друга, ведь психолог никогда не заметит священника, он лишь помогает ему в деле исцеления души, а не ее спасения. Надо сказать, что ко мне иногда обращаются и священники и монахи и оказывается, что и у них — людей живущих глубоко духовной жизнью — тем не менее есть психологические, душевные проблемы. И когда удается преодолеть эти сложности, качество духовной жизни лишь возрастает. Речь, безусловно не идет о психологизации жизни религиозных людей, но надо признать существование таких ситуаций, травм, переживаний, которые мешают духовной жизни. Конечно, можно это игнорировать, но опыт показывает, что любое отрицание проблемы рано или поздно приведет к тяжелым последствиям – к неврозам, к психосоматическим расстройствам, к депрессиям и так далее. И это не теоретические соображения, а практические наблюдения, опыт многолетнего консультирования.
«Каждая эпоха порождает особый невроз», говорил психотерапевт Виктор Франкл. Можем ли мы обозначить те проблемы современности, которые вызывают неврозы в наше время? Как противостоять этим проблемам?
Спасибо, это очень важный вопрос. Действительно, наше время вовсе не способствует психологическому здоровью. Мир становится все более агрессивным по отношению к человеку, он все время требует изменения, адаптации, ускорения в соответствии со все более усложняющимися условиями существования. Посмотрите, сколько проблем возникает у людей, живущих в мегаполисах – возрастает количество депрессивных расстройств, панических атак, невротических искажений. Количество родителей, приводящих детей к психологу все возрастает и возрастает. Количество взрослых людей, нуждающихся в психологической помощи тоже резко выросло. И дело не в том, что появились психологи, а в том, что людям все сложнее жить, они уже не могут справиться со своей жизнью без помощи психологии. Каковы основные запросы людей сегодня? Это одиночество, потеря смысла жизни, отчужденность в семье, нарастающее количество конфликтов между людьми не только в семье, но и на работе, разнообразные психосоматические проблемы, панические атаки, о которых, надо сказать, двадцать лет назад еще никто и не знал, и так далее и тому подобное. Вспоминается очень точное замечание одного священника – прогресс привел к тому, что человечество выиграло, но человек проиграл. Если развернуть смысл этого утверждения, то речь идет о том, что человек, его психика не поспевает за колоссальной скоростью изменений, происходящих в мире. Недавно я присутствовала на одной конференции, на которой в серьез обсуждали идею имплантации в мозг человека третьего полушария мозга, поскольку два имеющихся полушария уже не справляются с потоками информации, обрушивающимися нам на голову. Почему-то никто не обсуждал проблему психологической экологии. Человек все больше воспринимается как набор неких функций, компетенций, которые надо наращивать до бесконечности. Но, помилуйте, человек все-таки прежде всего личность, он рождается не для того, чтобы максимально реализовать свой функциональный потенциал, а все-таки для того, чтобы прожить достойную жизнь, за которую не будет стыдно. Страдания человека, его поиск себя, своего пути, своего счастья, его отношения с конечностью своей жизнью, его ценности, его смыслы – все эти вечные вопросы бытия – все больше становятся факультативом, вытесняются из центра внимания. Но плата за такое обесценивание главных человеческих вопросов очень высока – это мощнейший взлет невротизации современных людей, их душевного нездоровья, из которого все сложнее выбраться. Виктор Франкл, о котором вы упомянули, писал о том, что уже во второй половине двадцатого века в современном мире начало нарастать такое явление как логоневроз – потеря смысла существования. На мой взгляд, сегодня именно этот тип невроза наиболее распространен, люди не понимают зачет они живут, в чем смысл их жизни и именно с этим запросом очень часто приходят к психологу. Несмотря на все тяготы вопрошающего, очень значимо и важно, что человек может это сформулировать для себя, да к тому же обратиться за помощью, значит он в состоянии справиться с этой проблемой. Но даже если человек и не обращается к психологу, он интуитивно ищет и находит выход из этого тяжелого положения через помощь другим людям, не случайно в нашей стране возрастает количество людей, тратящих личное время и личные средства на волонтерство. Сколько прекрасных людей можно встретить в детских интернатах, в хосписах, в домах престарелых, в домах для инвалидов, в помощи другим они находят свой смысл жизни и это вызывает огромное уважение!
Что значит быть хорошим родителем для своего ребенка?
Ответ на этот вопрос я бы начала с того, что родители прежде всего должны любить своего ребенка. Но любить бескорыстно, не эгоцентрически, а видя перед собой чудесную потенциальность, в которой скрыты удивительные возможности и таланты, которым нужно помочь раскрыться. Иными словами, наши дети – это не наши произведения, мы лишь помощники и участники в их развитии и становлении. Чтобы этот процесс развития начался правильно, надо начать с того, что в психологии называется безусловной любовью. Ребенку всегда надо говорить «да», а вот его поведению можно говорить «да» или «нет» в зависимости от детского поступка. Если это удается, то у ребенка возникает базовое доверие к миру, мир в лице родителей раскрывается на встречу ребенку доброжелательно и приветливо, не пугая и не насилуя. В результате ребенок не испытывает страха, тревоги, напряжения, его как такового не сравнивают с другими, он не лучше и не хуже, он просто есть. А вот его поведение может быть подвергнуто и критике, и недовольству, если оно того заслуживает, но это совершенно спокойно воспринимается ребенком, который любим. В его сознании закрепляется простая и важная вещь – я не равен своему поведению, я больше чем мои поступки. И это значит, что я могу на это повлиять, могу исправить, могу улучшить. В противном случае, в сознании ребенка фиксируется другая идея – не поведение мое подкачало, а я – плохой! И это начало многих проблем в будущем. Если родители понимают значимость такого подхода в воспитании, то, могу уверить вас, что проблем с ребенком впоследствии будет не много, поскольку между ребенком и родителями сохранится любовь, уважение, доверие и близость.
Как учить ребенка нести чувство вины? Быть чувствительным к своей совести? Это ведь тяжкий крест.
Маленький ребенок не испытывает вины, он испытывает одиночество, боль, его даже может мучать совесть с определенного возраста. А вот чувство вины – это авторство родителей, которые с малых лет в качестве воспитательного воздействия начинают обижаться на своего ребенка. Именно обида родителей рождает детское чувство вины, за которым на самом деле лежит глубокое одиночество и страх. Вина с точки зрения христианства может входить в жизнь ребенка, который уже достиг определенного возраста. Не случайно, ребенок начинает ходить на исповедь только с 7 лет, не раньше, и это совершенно правильно с точки зрения психологии. Именно с этого возраста у ребенка постепенно начинает формироваться ответственность перед другими, и тогда он может начать испытывать угрызения совести, если он кого-то обманул, с кем-то повел себя плохо, нагрубил, подвел и так далее. Подлинная вина всегда связана с совестью и с ответственностью, в противном случае это вина выученная, порожденная обидой родителей, которые не нашли более конструктивного способа воспитания. Так что я бы не торопилась формировать у детей чувство вины, это происходит естественным образом через погружение в жизнь, в отношения и в этом плане пример взрослых людей, родителей нельзя переоценить. Если родители способны проявит в семье по отношению друг к другу заботу, внимание, извиняться друг перед другом за проступки, то и ребенок постепенно начнет делать то же самое. Собственный пример во все времена является лучшим воспитательным приемом. И если это происходит, то вина, ответственность, совесть не будут для наших детей впоследствии «тяжким» крестом, они будут светлой и легкой ношей, которую человек сам выбирает и несет осознанно.
Все материалы сайта находятся в открытом доступе, их можно копировать бесплатно. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Пример оформления ссылки на сайт:
Фамилия, имя (инициалы) автора, название материала (интервью, статьи) // Сайт АНО ДПО Санкт-Петербургского института психологического консультирования. URL: http:// http://спбипк.рф / (дата обращения: число, месяц, год).