Интервью подготовила Виктория Зайцева
лето 2019
В течение последнего десятилетия всё больше людей начали заниматься не только своим физическим здоровьем, но и психологическим. Появились специалисты, которые дают возможность разобраться в себе и помочь людям преодолевать различные проблемы не только во взрослом возрасте, но и с ранних лет.
Сегодня мы берём интервью у психолога, преподавателя Санкт-Петербургского института психологического консультирования, Наталии Владимировны Матвеевой.
Наталия Владимировна, расскажите, пожалуйста, с чем на данный момент родители обращаются к психологу?
Ещё недавно поход к психологу казался чем-то странным,
необычным а, может, даже опасным. Сейчас всё больше родителей доверяют мнению
специалистов этой профессии, и приходят, чтобы поделиться своими переживаниями
в отношении развития и поведения своих чад. Причём, детей ведут к психологам
чаще, нежели сам взрослый обращается за консультацией. В целом, как мне
кажется, это довольно-таки, хорошая тенденция, если только взрослые не ожидают
получить волшебную таблетку, или уже через месяц – два, такого себе удобного,
идеального ребёнка, который слушается, учится, помогает, всё запоминает,
осваивает, развивается, и.т.д., И причём всё это без особого участия семьи.
Так не бывает. С какими бы трудностями не приводили ребёнка, нужно понимать,
что проблема возникла именно в семье, а значит, и менять что-то нужно в
семейной системе. В общем, труд предстоит и индивидуальный, и совместный.
Итак, с чем же чаще всего ко мне обращаются родители?
Чаще настораживают и тревожат какие-то перемены в подрастающем чаде. Однажды ко
мне позвонила мама трёхлетки, и плача сообщила, что её идеального мальчика словно
подменили! Он уже третий день бросается на пол, делает всё наоборот, никого не
слушает, бунтует, короче, в страхе держит всю семью! Поговорив с мамой, я
объяснила, что именно так может протекать один из самых важных возрастных
кризисов, мы поговорили о том, как себя вести взрослым, и предложила прийти с
ребёнком, если ничего не изменится. Иногда, даже понимание того, что с малышом
происходит и как себя вести, решает множество проблем.
Приводят детей, как с психологическими проблемами: застенчивость, плаксивость, агрессия, неумение играть с другими детьми, ревность к братьям и сёстрам, и.т.д, так и с вопросами: «А всё ли хорошо с моим ребёнком?». И этот вопрос, как мне кажется, очень важный. Несмотря на то, что все дети разные, и развиваются в своём темпе, если ребёнок, например, в три года не говорит, не откликается на имя, не смотрит в глаза, и никак не взаимодействует с другими – консультация психолога крайне необходима.
Ещё нередко приводят детей с неврологическими проблемами: заикание, энурез, тики, психосоматические заболевания. К сожалению, такие дети приходят уже когда симптом прочно закрепился, а это значит, психологическая проблема существует давно. Такие случаи нуждаются в длительной, кропотливой работе.
Звучит довольно серьёзно. Расскажите, пожалуйста, каковы причины таких симптомов?
Причины различны. Но, сегодня мне хочется поговорить о той, которая, как мне кажется, появилась не так давно. Это страх ошибиться.
То, что ребёнку важно, чтобы родители были им довольны – это абсолютно нормальное желание и одна из мотиваций к действию. Но, сейчас дети всё чаще боятся: проиграть в настольную игру, нарисовать рисунок, сочинить историю, построить город в песке, и не потому, что они этого не умеют, а потому, что считают, что они не сделают это идеально! Игра для удовольствия, фантазии для мечтаний, радость ради радости – словно блокируется детским сознанием! Дети часто отказываются от совместной игры просто потому, что играть они не умеют. На вопрос: «Во что ты играешь с друзьями?», — нередко дети отвечают: «В телефон». А вот на вопрос: «Что вы любите делать с родителями?» — повисает пауза и единственное, что нередко вспоминает ребёнок, это «Делаем уроки». Более младшие сознаются, что родители с ними не играют. Родители при этом часто удивляются, и рассказывают, что они водят детей на шахматы, танцы, ментальную арифметику, английский язык, спортивные секции, и т.п. Какие тут игры? На это просто не хватает времени! А вместе с тем именно игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. В игре он развивается, учится общаться, выражать свои чувства, контролировать себя, строить диалог, да и просто жить! Но как раз на это у детей нет времени. Они очень заняты.
Как-будто в современном обществе для самых младших очень завышенные требования. С одной стороны, это неплохо — желать, чтобы твой ребёнок достигал больших успехов. Но, с другой стороны, в связи со множеством инноваций, дети как будто становятся экспериментом для своих родителей. Подскажите, может в этом заключается проблема?
К сожалению, руководствуясь
благими намерениями научить жить ребёнка в современном мире, а главное, быть в
нём успешным, родители перегружают детей. Мы, взрослые, нередко забываем, что
для гармоничного развития необходимы не только академические навыки и развитие
интеллекта. Прежде всего, ребёнку нужны родители: увлекательная беседа, радость
и лёгкость, совместные дела, такие как испечь печенье, или развести костёр на
берегу реки. Для нормального развития также нужен авторитет родителей, а также
чёткие границы, понимание их нужд и желаний, и много – много любви. Но, на это
не остаётся времени. На приём приходят пятилетки с потухшим взором и какой-то
обречённостью. Они умеют читать и писать, 4 раза в неделю ходят на футбол, 3 в бассейн,
и 2 раза на английский. Но им скучно жить. В них нет детства!
Родители приводят их к психологу с жалобами на плохой сон, энурез или тики,
плаксивость, или агрессию. Когда же начинаешь работать с такими детьми,
сталкиваешься с сильным внутренним напряжением, выливающимся в
психосоматические заболевания, а ещё с внутриличностным конфликтом. С одной
стороны – желание быть просто детьми, а с другой — ожидания родителей.
Но, родители тоже когда-то были детьми, откуда в них берутся эти ожидания?
Родители нередко сравнивают детей
с собой в детстве. Безусловно, им хочется, лучшего для своего чада, хочется
научить тому, чему не научился сам. Сравнивают с детьми своих друзей: почему
Петя говорит на трёх языках, а ты и на русском стих не можешь быстро выучить?
Ну и с выдающимися детьми – героями Ютуба. Справиться с родительскими амбициями
детям не под силу – начинает развиваться невроз.
Я не против того, чтобы дети всесторонне развивались. Но если такое развитие
становится поводом для пролонгированного стресса – развивается личность типа А.
Что за личность, этот тип А?
Это люди, которые стремятся быть успешными в ущерб здоровью, дружбе, собственным желаниям, а порой и здравому смыслу. Они хотят всё успеть, сделать всё как можно лучше, берут переработки, а в карьере готовы идти по головам ради своей цели. Они амбициозны, стремительны, кажется, никогда не устают. Она раздражительны, нетерпеливы, а также нетерпимы к другим. Для них главное – достигать.
Звучит достаточно грандиозно, что может быть в этом плохого?
Дело в том, что поведение типа А приводит к серьёзным проблемам, как в личной жизни, так и со здоровьем. Постоянное напряжение приводит к риску инфарктов и инсультов. Остановиться же таким людям очень сложно. Мне думается, причиной этому могут стать как раз родительские установки, о которых мы говорили выше.
Конечно, воспитание ребёнка в юном возрасте сильно влияет на его будущую жизнь. Как не перестараться и как могут повлиять требования родителей – обо всём этом мы говорили сегодня в нашем интервью с клиническим психологом и преподавателем возрастной психологии – Матвеевой Наталией Владимировной. И помните «Прежде всего, ребёнку нужны родители: увлекательная беседа, радость и лёгкость, совместные дела, такие как испечь печенье, или развести костёр на берегу реки».