Ксения Феськова
Говоря о человеческой духовности, Виктор Франкл выделяет в этой сфере так называемую «подсознательную духовность». Он говорит, о «духовном бессознательном», что «дух покоится на бессознательном» (Франкл В., с. 96) Сюда же,в глубины бессознательного, он помещает и совесть. Совесть иррациональна, так как ей открыто не то, что уже существует, а то, что должно существовать, возможность. «Простая возможность в более высоком моральном смысле представляет собой необходимость» (Франкл В., с. 97). Совесть предстает, как интуитивная функция. Совесть указывает человеку на то единственно правильное решение, которое нужно принять в той или иной ситуации. Это правильное решение всегда только одно. У каждого человека есть своей индивидуальный «долг» как поступить в конкретной ситуации. Совесть согласовывает моральный закон с конкретной ситуацией человека. Франкл называет совесть «органом смысла». Она помогает обнаружить единственный смысл, заложенный в каждой ситуации. Этот смысл транссубъективен, он нацелен на сохранение и умножение ценностей, а не на служение своим собственным потребностям. Франкл настаивает на том, что совесть – это не фрейдовское Сверх-Я, представляющее собой набор освоенных норм и правил, моральное сознание, сформированное в процессе воспитания. Совесть по Франклу – это такое «миропонимание, которое стоит над всякой моралью, которое каждый из нас интуитивно несет в себе». (Франкл В., с. 98). Совесть является более гибкой и чувствительной к моменту выбора, принятия решения, чем Сверх-Я, которое ограничено жесткими рамками правил. То есть совесть даже может «нарушить правила» ради исполнения смысла. Ученица Франкла Элизабет Лукас приводит в пример слепого пешехода, переходящего на «красный». В этом случае совесть водителя заставит пропустить такого пешехода. Сверх-Я таких указаний не дает.
Если говорить о моем личном поступке в соответствии с голосом совести, то вкратце приведу его здесь.
Я – любитель кошек. Вот уже много лет хотела завести себе питомца. Но было множество внутренних препятствий, из-за которых я не решалась это сделать от финансовых затрат до нехватки времени. Но произошел следующий случай.
В один из осенних вечеров я возвращалась домой поздно вечером и увидела кошку, сидящую на ступеньках возле метро. В нашем городе много бездомных кошек, их можно встретить в основном во дворах возле домов и подвалов. И они не так просто пойдут в руки человеку. Я была удивлена в таком непривычном месте увидеть кошку, которая спокойно сидела на ступеньках, не убегала. Я прошла довольно близко мимо нее, успела заметить ее чистый и здоровый вид, вполне домашний. Я подумала: «Может быть, ее кто-то потерял, или она спрыгнула с балкона, сидит и ждет своего хозяина. Может быть, только сегодня потерялась…» По мере моего удаления от этого места внутреннее беспокойство мое нарастало. Я думала: «Вот, она же совсем не приспособлена жить на улице, она в любой момент может попасть под колеса. И если я оставлю ее здесь…». И я отчетливо себе представила, как завтра буду проходить где-то рядом и могу наткнуться на эту кошку снова, но уже неживую. Эта мысль заставила меня бежать обратно, чтобы забрать ее себе. Я почувствовала личную ответственность в этой ситуации, ведь это именно мне встретилась эта кошка. Опуская детали, могу сказать, что этот мой поступок, который, как я думаю, был продиктован именно совестью, решил несколько задач. Во-первых, я поступила именно так, как подсказывал мне внутренний голос, несмотря на всю неготовность и внешние обстоятельства. И я почувствовала внутреннюю удовлетворенность и согласие с собой. Во-вторых, была спасена одна кошачья жизнь. В-третьих, этот поступок сделал меня более открытой для возможных подобных ситуаций в будущем и более смелой для принятия быстрых решений. И, в-четвертых, я стала счастливой обладательницей прекрасной кошки, о которой мечтала много лет.
Если рассматривать эту историю в логотерапевтическом ключе, то этот осмысленный поступок принес мне не один, а несколько «бонусов». Я не стремилась к ним, но получила их «в награду» за исполнение смысла.
Литература
- Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. – М.: Новый Акрополь, 2017. – 256 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.