Автор: Феськова Ксения
Основатель логотерапии Виктор Франкл родился в Вене, научно-культурном центре Австро-Венгерской империи. До I мировой войны жизнь здесь была размерена и стабильна. Никто не верил войну и перевороты. В эпоху правления императора из династии Габсбургов все было спокойно и надежно. Однако война все изменила. Ухудшилась экономическая ситуация. Инфляция продолжалась с 1914 по 1924 гг. Снизился уровень жизни. Люди потеряли веру в императора. С 1924 по 1938 гг. была некоторая передышка, мир стал более устойчивым. Но в 1938 г. произошел аншлюс – насильственное включение Австрии в состав Германии. И только лишь в 1955-м г. был подписан договор о независимости Австрии.
Это было время крушения ориентиров, когда человек должен был сам найти свое предназначение. В это время создавалась логотерапия.
На тот момент существовали две школы психотерапии – психоаналитическая З. Фрейда и индивидуальной психологии А. Адлера. Франкл прошел обе эти школы, увидел их недостатки и необходимость создания своей, как ее потом назовут, Третьей Венской школы психотерапии, логотерапии.
Франкл вообще был против попыток объяснения человека через призму одной психологической школы. И, в частности, критиковал психоанализ за его пандетерминизм, то есть подход, говорящий, что человек – это продукт своего прошлого, то, что я получил от родителей и социума – это и есть я. Свобода выбора здесь полностью игнорировалась. Конечно, говорит Франкл, на человека влияет наследственность и среда, но последнее слово, так или иначе, остается за личностью. Он говорит о свободе не от чего-то, а для чего-то. В статье «Детерминизм и гуманизм: критика пандетерминизма» он приводит пример двух близнецов, один из которых стал изобретательным преступником, а другой изобретательным криминалистом. Франкл подчеркивает: «Изобретательность могла быть передана по наследству, но стать преступником или криминалистом – это вопрос отношения. Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель не из камней» (Франкл В., с. 79). Франкл разорвал с психоанализом, который подходил к человеку, как к набору симптомов, отрицал свободу выбора, видел только патологию, а не личность.
В подходе А. Адлера основной упор делается на комплексе неполноценности. Чтобы преодолеть его, человек стремится к превосходству. Также Адлер вводит понятие социального интереса, то есть тенденции человека интересоваться другими людьми, принимать участие в их жизни. И он говорит о стиле жизни, как уникальном способе преодоления комплекса неполноценности.
Во взглядах А. Адлера можно проследить черты сходства с логотерапией. По Адлеру, симптом – это неумение договариваться со своей неполноценностью. Человек должен взять ответственность за свой симптом. Также он говорит о цели, которая есть перед человеком, задаче, которую он решает (то самое «зачем» в концепции Франкла, способное преодолеть почти любое «как»). Помимо этого, делается акцент на том, как человек взаимодействует с социумом. Это аспект самотрансценденции человека (в логотерапии), быть для кого-то, для чего-то.
Смысл жизни А. Адлер связывает с решением трех глобальных проблем: труд, дружба и любовь. Этими тремя аспектами и определяется смысл жизни. Он заключен в них, и правильное решение трех жизненных проблем помогает человеку обнаружить этот смысл.
Однако Франкл критиковал обе эти теории за то, что, во-первых, в центре их внимания был не сам человек, а дефицит человека (неполноценность, симптом), и вокруг этого вращался весь человек; во-вторых, человек – это жертва того, что он получил (дефициты, трудности).
Во время врачебной практики к Франклу приходили люди с конфликтом ценностей, с вопросами о смысле. Существующие психологические направления не могли дать ответы на эти вопросы. Понадобилась психотерапия, дающая такие ответы. Возникла необходимость создания психотерапии, рассматривающей человека не только как физическое или психическое, но и как духовное существо. Назрела необходимость создания логотерапии.
Литература
- Гуттманн Д. Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа, наполненная смыслом. Пер. с англ. – М.: Новый Акрополь, 2016. – 264 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.