Автор: Вохминцева Ксения
Фотографии: Володина Евгения
Открытая лекция профессора Виктора Михайловича Аллахвердова «Психология искусства» состоялась 9 ноября в СПбИПК. Доктор психологических наук рассказывал о закономерностях процесса восприятия художественных произведений и их эмоциональном воздействии на сознание зрителей и читателей. Свою лекцию Виктор Михайлович условно разделил на три части: «Сознание», «Творчество» и «Искусство». Аудиторию он призвал не просто слушать и задавать уточняющие вопросы, но и смело возражать, не бояться спорить, если кто-то имеет противоположную точку зрения.
«Парадокс состоит в том, что все мы, зная, что у нас есть сознание, понятия не имеем, что же это такое. Хотя, по сути, сознание – это самое ценное, чем может обладать человек», — заявил в самом начале лекции профессор Аллахвердов. В бессознательном состоянии – летаргическом сне – никто не захотел бы жить вечно, пояснил профессор. На протяжении нескольких веков учёные не могут измерить сознание, дать ему конкретное определение и вывести общую теорию. Есть разные подходы, но к единому мнению специалисты пока не пришли. Наука утверждает, что всякое действие человека – детерминировано, то есть обусловлено какими-либо причинами. Однако, если рассматривать мир культуры, придётся признать, что индивид порой совершает ничем не вынужденные действия. Более того, современные томографические исследования показывают, что за 7 – 10 секунд до того, как человек захочет что-либо предпринять, можно предсказать его действия. Но что это означает на языке сознания, физиологи точно сказать не могут.
Ещё одна загадка состоит в том, как человек ищет новое знание. Если он знает, что ищет – оно уже не новое, а если не знает, то зачем ему что-то искать? Откуда учёным, художникам и поэтам являются вдохновение и творческое озарение? Интересно, что сам исследователь в период поиска испытывает странное состояние сильнейшего эмоционального подъёма, не вполне понимания, что именно с ним происходит. В доказательство лектор привёл цитату Кеплера о его великом открытии закона движения планет Солнечной системы. Удивительно и то, что в момент инсайта человек догадывается: он нашёл именно то, что искал на неосознаваемом уровне. Происходит совпадение нескольких независимых процессов в мозгу, и сознание получает необходимый сигнал – «задача решена». Важный момент заключается в том, что сознание не терпит противоречий и в случае обнаружениях таковых пытается сгладить их и упорядочить любыми способами.
«Мы не знаем, что такое сознание, но после ряда экспериментов можем понять, как оно работает. Так, например, сознание стремится в первую очередь подтверждать свои собственные идеи. Любому человеку очень трудно объяснить, что он не прав, и лучше этого не делать, — говорит доктор психологических наук. – Сознание не терпит неопределённости. Мы умудряемся видеть только то, что понимаем, искажать мир до узнаваемости, не впадая при этом в психическое отклонение. Сознание консервативно. То, что однажды было не осознанно, не замечено и не отмечено, имеет тенденцию не осознаваться и в последующем».
Эксперименты показывают, что человек как будто наперёд знает о том, что ему не нужно замечать и запоминать. С одной стороны, неосознанное продолжает не осознаваться, а с другой стороны, оно может начать осознаваться в неподходящий момент. В. М. Аллахвердов привёл пример с опечатками на компьютере, которые имеет любой человек. Опечатка будет повторяться до тех пор, пока её не сделать несколько раз сознательно – тогда эта проблема может уйти.
Третья часть лекции была посвящена непосредственно психологии искусства. Как отметил профессор Аллахвердов, произведением искусства можно считать только то, что оказывает на человека эмоциональное воздействие – или эстетическое впечатление. Почему так происходит? Л. С. Выготский, взявший за основу лозунг Шиллера, считал, что это случается, когда форма противоречит содержанию. Доктор психологических наук объяснил эту идею на примере морали и содержания басен.
Однако, сам В. М. Аллахвердов в своей теории основывается на базе поиска сознанием разрешения противоречий. Оно может происходить на не всегда осознаваемом уровне. Тогда в мозг человека поступает эмоциональный сигнал – «задача решена».
«А теперь представьте, я дам вам задачу, которую вы не замечаете и не осознаёте, после чего дам решение задачи, — говорит Аллахвердов. – Вы получите сигнал «задача решена», хотя не знаете, какую задачу решили, потому что изначально никакой задачи у вас не было. Значит, мне надо сделать противоречие, причём, так, чтобы вы его не осознали, и «подложить» в это противоречие решение, чтобы вызвать эмоциональный отклик».
В заключительной – практической части лекции – разбирались различные произведения искусства, наличие противоречия и «решения задачи» на примере живописных полотен, стихотворений и прозы знаменитых авторов.